В студии радиотеатра

Шерель А. А.
Ш49    В   студии   радиотеатра.   М.,   «Знание»,   1978
48 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Искусство»,  6.  Издается ежемесячно с  1967 г.)
В Ьрошюре рассказывается о становлении и современной практике радиотеатра, о тенденциях его развития, разнообразии форм и жанров, о специфике творчества актеров и режиссеров у микрофона В ней рассматриваются взаимосвязи искусства звуковых образов с литературой и театром, опыт работы в студии радио выдающихся мастеров советского искусства Вс Мейерхольда, О Абдулова, суждения участников и постановщиков многих современных радио-премьер   —   Б     Бабочкина,   М    Ульянова,   О    Ефремова   и   др
80107
792 85.4
© Издательство «Знание»,  1978 г.
Ошибка мудреца
Труднее всего спорить с пословицами. Но приходится — их освященная древностью мудрость не всегда поспевает за ритмами второй половины двадцатого столетия.
Тысячу лет назад один восточный поэт и ученый изрек и записал: «Не доставляет удовольствия слушать, как пересказывают пьесу».
Некоторое время спустя он выразился более лапидарно: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»
Через десять веков присказка зазвучала как приговор. Поклонники самого молодого из современных нам искусств — телевидения — обратились к поговорке древнего мудреца, как к наиболее точной формуле обвинения радио в ограниченности.
«Телевизионный бум» во всем мире достиг к концу пятидесятых годов таких размеров, что возникло сомнение в целесообразности дальнейшей жизни не только радио, но и кинематографа, и даже театра. Уж если бесстрастные компьютеры предрекали грядущую нищету самой Мельпомене, подсчитывая кассовые убытки и все увеличивающееся число пустых кресел в залах театров, то нетрудно представить, сколь незавидной казалась участь ее младшей сестры, все художественное состояние    которой    заключалось
в  невидимых миру звуках.
Даже самые доброжелательные исследователи сходились в мысли, что судьба радио — в микроминиатюризации технических средств: мол, доведут инженеры приемник до размеров аптечной пилюли (технически это вполне возможно), и будет он попискивать в петлице, сообщая свежие новости. А насчет искусства?.. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
Рассуждения подобного толка подкрепляются ссылкой на развитие и расширение зоны телевизионного вещания. (В самом деле — сегодня телевидением охвачено уже 80 процентов населения СССР, на каждые 100 семей приходится 75 телевизоров, а «телевизионные сутки» в нашей стране — если суммировать центральное и местное вещание — составляют более 2 тысяч часов.)
И вообще — как размещается бытовая радиотехника в современной квартире? Как правило, телевизор в комнате, репродуктор — на кухне, где радиопередачи уже не слушают специально, а слышат, пока разогревают ужин или моют посуду.
Но как быть с фактами, упорно не вписывающимися в логичный, на первый взгляд, процесс «отмирания» искусства радио? К примеру, почему в последнее десятилетие  так  возрос  поток   писем  в
адрес радиоредакций? (У нас в стране на Всесоюзное радио их приходит в год около 600 тысяч.) Как следствие «восстановлены в правах» многие циклы и рубрики прежде, казалось, канувшие в Лету; постоянно появляются новые программы — литературные, музыкальные, театральные; увеличивается — тоже стабильно — число технических каналов для радиопередач.
Ситуация характерна для всей планеты, достаточно присмотреться, что происходит в эфире столь развитой «телевизионной державы», как Соединенные Штаты Америки.
В 1959 году на пике «телевизионного бума» в США насчитывалось 3879 коммерческих радиовещательных станций различной мощности (ТВ-станций около 900). Американцы, как известно, люди расчетливые и не любят вкладывать деньги в предприятия, не приносящие прибыли. Прибыль на американском радио дает реклама. А количество рекламодателей зависит от расширения или сужения аудитории.
И вот что наблюдается уже в 1976 году. Выставочная экспозиция, которую американцы демонстрировали в разных государствах мира — и у нас в СССР — к 200-летию Соединенных Штатов, сообщала, что в этой стране работает 8120 радиовещательных станций различной мощности (при 1016 телевизионных студий). Соотношение— 1:8 (против 1:4 18 лет назад; в отдельных штатах и городах цифры еще более выразительны; Нью-Йорк — 347 радиовещательных станций и 42.телевизионных;          Пенсильвания — соответственно 344 и  34 и т.  п.).
Исследуя   уже   собственно  про-
граммы, статистики свидетельст-вуют о всевозрастающем весе ху-дожественных передач. Польское радио, к примеру, только по одному из своих каналов в 1976 году предложило слушателям 437 радиоспектаклей. К ним следует добавить свыше 1000 инсценированных отрывков из прозаических сочинений и около 150 передач литературно-публицистического характера.
Интерес слушателей к художественным передачам радио в Венгрии проявился в таком примечательном факте: газета, печатающая программы радио и телевидения, решила наградить подписчика, который получит квитанцию за номером 750 000, ценным подарком. Предполагали дарить телевизор сверхновой модели. Объявили об этом читателям. По их просьбе заменили приз на стереофонический радиоприемник.
История не единичная,—обратимся к суждениям специалистов в области массовой информации.
«Исследования, проведенные… главным образом в странах, где телевидение существует продолжительное время и уже удовлетворило интерес к новой, до сих пор не известной технике, не вызывает опасений в отношении того, что существование телевидения значительно снижает слушаемость радиопрограммы» — мнение поляка А. Ландау.
«На радио, как на художественного рецензента приходится наибольшая доля из всех средств массовой информации», — пишет Гельмут Гралов из ГДР.
Западногерманские футурологи X. Байнхауэр и Э. Шмакке, посвятив специальную главу в своем обширном труде «Мир в 2000 го-
ду» взаимоотношениям радио и телевидения, приходят к выводу: «Никаких серьезных изменений в этой области не произойдет, хотя и предусмотрено дальнейшее расширение телевизионной сети и увеличение объема передач по каналам телевидения. Единственной (подчеркнуто мной. — А. Ш.) уступкой радиовещания будет разработка новой структуры его программ».
Пора сказать, что в нашей стране, где радио и телевидение выступают в единой культурно-просветительской программе государства, необходимость и правомерность радио вообще и художественных передач в частности зафиксированы в пятилетнем плане— объем вещания в 1976— 1980 гг. увеличивается.
В новой Конституции СССР радио и телевидение упоминаются вместе — как равно важные средства обеспечения права граждан Советского Союза на пользование достижениями  культуры.
Радио в нашей стране давно и прочно стало своеобразным аккумулятором культурных ценностей. Не стоит удивляться способности современного радиотеатра отражать на своей невидимой сцене наиболее значительные тенденции жизни и развития литературы и искусства. Ведь радиотеатр сегодня
—  это  инсценировки  русской  и мировой   классики,   оригинальные радиопьесы, принадлежащие перу известных мастеров…
—  это   публицистические   документальные драмы на актуальные темы    и    «литературные    чтения», знакомящие   с   новинками   современной  прозы  и поэзии…
—  это новые актерские работы М.    Бабановой    и    В.    Марецкой,
М. Ульянова и Р. Плятта,  А. Рай-кина и И. Смоктуновского…
—  это   режиссерские    эксперименты   Г.   Товстоногова  и   А.   Эфроса,   Г.   Волчек   и   О.   Табакова, К   пульту   радиостудии   пришли   и многие популярные режиссеры и актеры    кино:    А.    Тарковский    и С. Кулиш, А. Баталов и Ст. Люб-шин…
—  это    регулярные    международные   фестивали,  в   ходе   которых   советские   слушатели   знакомятся с лучшими произведениями радиоискусства    социалистических стран…
—  это театрализованные радио-биографии  людей,  чьи  имена запечатлены    в    истории    человечества…
Ну, а как же с мудростью древнего философа?
Не   просто,   ох,   как   не  просто.
Лишь наиболее интересные работы радиотеатра постепенно разрушают сложившееся и все еще бытующее скептическое отношение к искусству радио — а нужно ли оно вообще? Не устарело ли?
Всякая талантливая премьера в эфире доказывает: нет, не устарело.
В студии
на Телеграфе
Москва, улица Горького, 7.
Центральный телеграф — ере доточие          почтово-телеграфной.
службы страны.
Когда инженер И. И. Pep6eph строил этот дом, на его рабочем столе постоянно были книги nq акустике — часть здания на вто% ром этаже предназначалась дл5) нескольких радиостудий.
Здесь всерьез начинался совет
ский  радиотеатр.
С хронологией в истории радио вообще сложно. Специалисты до сих пор не могут прийти к единому мнению — какой день считать для нашего массового вещания днем рождения.
27 февраля 1919 года, когда в 10 часов 02 минуты по^ среднеевропейскому времени вместо сигналов азбуки Морзе в эфире прозвучал человеческий голос: «алло, алло, говорит Нижегородская радиолаборатория…»?
Или 21 августа 1922 года — этой датой отмечены первые речевые передачи Центральной радиотелефонной станции в Москве?
А может быть, 12 октября 1924 года, когда начались ежедневные     передачи     Сокольниче-
ской радиостанции имени А. С. Попова? Или 23 ноября 1924 года, когда открылись регулярные программы  станции   им.   Коминтерна.
А вот дата рождения радиотеатра бесспорна: 25 декабря 1925 года в студии Московского радио прошла премьера первой советской радиопьесы «Вечер у Марии Волконской». Потом был спектакль «Люлли-музыкант» — о жизни и творчестве известного французского композитора, инсценировки русских  классиков…
Материал привлекал актеров, и в студию стали захаживать даже корифеи   Художественного  и  Ма-
лого театров. Но это было еще до Телеграфа, когда технические условия — маленькое помещение, плохая акустика — не позволяли браться за серьезные и большие постановочные передачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11